Современная Россия не раз сталкивалась с терроризмом, подчас в самых жестоких и кровопролитных его проявлениях. Отечественная промышленность ответила на эти вызовы разработкой и освоением в производстве технических средств противодействия террористическим актам. С этими средствами простые граждане сталкиваются ежедневно; к ним привыкли, порой их даже не замечают. Например, камеры наружного наблюдения на улицах и придомовых территориях или досмотровые комплексы в аэропортах, станциях метро и вокзалах. Каждая из подобных систем, предназначена для предупреждения или пресечения определенного типа террористических атак. Некоторая часть из них связана с использованием автотранспорта.
Схема указанных терактов такова: террористы–смертники направляют автомашины, начиненные взрывчаткой, на охраняемые объекты или места массового скопления людей с последующим подрывом мощного взрывного устройства. Некоторые из подобных атак повлекли многочисленные жертвы, особенно в конце 90-х годов на Северном Кавказе.
В связи с этим отечественная промышленность освоила в производстве различные устройства для принудительной остановки автотранспорта (УПОА) и пресечения его несанкционированного проезда. По мере распространения УПОА число таких терактов неуклонно снижалось, а в последнее время они вообще прекратились. Но это не значит, что УПОА потеряли актуальность. Напротив! Есть веские основания ожидать масштабного повторения терактов такого типа, но уже на новом техническом уровне, то есть с применением разного вида наземных колесных беспилотных аппаратов (БПА), которые по способам управления, целенаведения и активации мало отличаются от воздушных, надводных или подводных БПА. Поэтому частям и подразделениям силовых структур, отвечающим за безопасность режимных и особо важных объектов, а также за безопасность людей в местах их массового скопления следует заблаговременно позаботиться об оснащении охраняемых рубежей подходящими по предназначению УПОА. Тем более, что к настоящему времени передовые предприятия ОПК успели разработать новые, гораздо более эффективные, чем прежде, изделия и системы УПОА.
К числу таких передовых предприятий, безусловно, относится АО «НПО Спецматериалов», торговым подразделением которого является наша компания «Пересвет». Среди реализуемой компанией продукции изделия УПОА выделяются широким разнообразием – от самых простых, состоящих, образно говоря, из балки и болта, до весьма сложных и многокомпонентных, включающих электроприводы и современные сигнальные системы. Но у всех есть нечто общее! Принципы их действия заимствованы из бесценной сокровищницы народного опыта. Конкретно – из опыта создания так называемых засечных полос (засек).
Напомним, что во времена Московского княжества засеки препятствовали проникновению вражеских войск на охраняемые территории. В составе таких, как позже говорили, фортификаций непременно присутствовали «рогатки», волчьи ямы, заостренные штыри или колья, другие конструкции, препятствовавшие проникновению конницы и гужевого колесного транспорта за рубежные преграды.
Для подтверждения сказанному рассмотрим УПОА «Запор–КАКТУС», предназначенного для принудительной остановки колесного автотранспорта. Как видно на фотографии, оно напоминает противотанковый ёж или деревенские козлы для распилки стволов на дрова. Или «рогатки» на засеках, известные с незапамятных времен!
Заграждение автомобильного проезда
«ЗАПор–КАКТУС» выпускается в двух исполнениях. Состоит из осевой балки и 4-х перекрестных опор, выполненных из броневой стали. Предназначено для остановки колесных автомашин, движущихся со скоростью до 40 км/час, с нагрузкой на ось до 10 т, наружным диаметром шин до 1,1 м. Длина – 3 м, высота – 35 или 65 см; масса – 28 и 60 кг в зависимости от модели. Изделие устанавливается на дорожное полотно и крепится к нему путем забивки штырей. Время оперативного развертывания (без забивки штырей) не более 5 с.
КАКТУС (pr-svet.ru)По простоте и эффективности портативное заграждение «Лиана» ничем не уступает рассмотренному выше «КАКТУСУ». Рабочая часть УПОА «Лиана» представляет собой раздвижную ленту со съемными остроконечными трубчатыми шипами (перфоратами), которые при наезде протыкают шины и остаются в них. Через полости шипов воздух мгновенно выталкивается наружу; благодаря этому машины с любой нагрузкой на ось и любым наружным диаметром шин останавливаются.
Заграждение автомобильное портативное
«Лиана» выпускается в четырех исполнениях, отличающихся длиной в рабочем положении: 3, 6, 9 и 12 м с массой 10,5, 20,5, 30,5 и 43,5 кг, соответственно. Это УПОА предназначено для принудительной остановки легкового и грузового колесного транспорта с пневмошинами при их суммарной толщине до 45 мм. Высота оконечности перфоратора от дорожного полотна – 7 см. «Лиана» может применяться на въездах (выездах) режимных или иных особо охраняемых объектов, а также на автострадах, городских магистралях и других видах дорожного полотна. В транспортном положении УПОА «Лиана» компактно упаковано в пенал. Время оперативного развертывания (без забивки штырей) – 5 или 10 с в зависимости от модели.
Аналогичные функции имеют автомобильные устройства защиты проезда «БОЛЛАРД». Эти УПОА предназначены для применения в городских условиях в местах массового скопления людей (митинги, демонстрации и др.). Они препятствуют несанкционированному въезду автомашин на охраняемую территорию. С учетом ширины проезда несколько таких УПОА гарантировано задерживают легковой или грузовой колесный автотранспорт с массой до 7 т. и скоростью до 30 км/час.
ЛИАНА (pr-svet.ru)УПОА «БОЛЛАРД» представляют собой цельносваренные металлоконструкции с массой 270 или 330 кг, выполненные в форме цилиндров диаметром 40 см с сигнальными полосами на внешних поверхностях. Нижнее основание оснащено противоскользящим упором, верхнее – проушинами для перемещения и погрузки (разгрузки) изделия.
Стоимость названных выше УПОА соответствует простоте их конструкции и легкости их установке на местности. По цене они доступны владельцам домовладений и земельных участков для использования по предназначению.
Что касается нижеследующих УПОА, то они существенно сложнее; их целесообразно применять для охраны периметра особо важных государственных, промышленных и корпоративных объектов, а также при решении служебных и оперативных задач правоохранительными органами и другими силовыми структурами.
Расскажем о двух подобных УПОА.
Противотаранные барьеры шлагбаумного типа «Трек» гарантировано пресекают проезд через рубеж автотранспорта с нагрузкой на ось до 20 т и скоростью не более 40 км/час. Ширина перекрываемой проезжей полосы – 4 или 6 м в зависимости от модели. Время закрытия (открытия) в автоматическом или ручном режиме – не более 15 с. УПОА «Трек» снабжены системами звуковой и световой сигнализации. Особенностью противотаранного барьера «Трек» является возможность установки прямо на дорожное полотно без проведения земляных работ, а следовательно, без долгого и сложного процесса согласования и получения разрешений. Кроме того к месту установки его можно доставлять в наиболее готовом виде автотранспортом соответствующей грузоподъемности, что сокращает расходы на монтаж.
БОЛЛАРД (pr-svet.ru)Противотаранные барьеры
«Трек» устанавливаются непосредственно на дорожное покрытие. Управление поворотной балкой осуществляется электроприводом с помощью выносного пульта или при отсутствии электропитания в ручном режиме. УПОА «Трек» выпускаются в различных исполнениях, отличающихся по расстоянию между опорами (4, 5 или 6 м) и по направлению перемещения поворотной балки, а именно: в горизонтальной или вертикальной плоскостях, налево или направо.
ТРЕК (pr-svet.ru)Пост принудительной остановки колесного автотранспорта
«ПОКАТ–5000У», пожалуй, самое сложное УПОА, выпускаемое АО «НПО Спецматериалов». Это изделие состоит из стационарного основания и подъемной платформы, управление которой осуществляется с помощью стационарного выносного или дистанционно пульта, а также в ручном режиме. «ПОКАТ» устанавливается поверх дорожного полотна с условием его незначительного заглубления и обеспечения оттока воды из внутренних полостей. В боевом положении заградительная платформа поднята на высоту около 50 см, что обеспечивает принудительную остановку автотранспорта при попытке несанкционированного проезда. При этом ходовая часть, шины и система рулевого управления автомашины–нарушителя частично разрушаются. В рабочем положении заградительная платформа опущена. При этом она выполняет функцию пассивного препятствия высотой около 13 см. Тем самым обеспечивается ограничение скорости до 30 км/час или менее. Электропривод «ПОКАТА» переводит изделие из положения «Боевое» в «Рабочее» или обратно не более, чем за 8 с. В ручном режиме этот показатель такой же. «ПОКАТ» комплектуется системой светодиодной индикации выносного и дистанционного пультов управления, отражающая текущий режим работы установки.
Пост принудительной остановки колесного автотранспорта «ПОКАТ» обеспечивает остановку автомашин с массой до 20 т при скорости до 60 км/час при диаметре колес до 1,1 м. Ширина подъемной платформы – 0,75 м. Ее длина 3 или 4 м, масса – 0,55 или 0,60 т в зависимости от исполнения.
ПОКАТ (pr-svet.ru)